Древнегреческий алфавит и варианты произношения


История греческого алфавита начинается с принятия финикийского письма и продолжается по сей день. Финикийский алфавит представлял собой консонантное письмо, иными словами, состоял только из согласных. Такое устройство алфавита является менее подходящим для греческого, чем для семитских языков, поэтому несколько финикийских согласных, обозначающие звуки, не представленные в греческом, были приспособлены для обозначения гласных. Таким образом, греческий алфавит можно рассматривать как первый в мире консонантно-вокалический алфавит. 

Как устроен древнегреческий язык
(Магистр классической филологии Михаил Поляков)


Алфавит



Буквы транслитерируются по системе произношения Эразма Роттердамского, основанной на латинской транслитерации греческих звуков. В круглых скобках приводится транслитерация по системе Рейхлина, основанной на византийской традиции.

Юпсилон произносится как немецкое ϋ или французское и. 

 


*  *   *
Греки классического времени писали ТОЛЬКО ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, НЕ РАЗДЕЛЯЛИ СЛОВ ПРОБЕЛОМ, не употребляли надстрочных диакритических знаков (ударения, придыха­ния и пр.), а также знаков препинания. Используемая ныне система графических средств древнегреческого языка начала складываться в период эллинизма и получила окончательное оформление лишь в западноевропейских типографиях эпохи Возрождения.

В современных изданиях древнегреческих текстов прописные буквы употребляются в начале только такого предложения, которое начинается с красной строки или представляет собой прямую речь, а также в собственных именах, географических названиях, названиях народов и месяцев, а также образованных от них при­лагательных: Ίων ('Ион'), Ιωνία ('Иония'), Ίωνες ('ионийцы'), Ιωνικός ('ионийский') и т. д.


Две разновидности произношения:
рейхлиновское и эразмовское 

На сегодняшний день существует две традиции чтения древнегреческих текстов.

Первая (так называемая византийская) восходит к немецкому учёному-гуманисту Иоганну Рейхлину (1455-1522), который полагал, что античные тексты следует произносить так, как их читали современные ему носители греческого языка (см. Введение). Византийский вари­ант произношения, используемый христианской Церковью, был распространён в России вплоть до XVIII столетия, но впоследствии утратил своё приоритетное положение в связи с утверждением другой традиции, принятой в западноевропейском научном и учебном оби­ходе.

У её истоков стоял выдающийся писатель и филолог эпохи Возрождения Эразм Роттер­дамский (1469-1536). В своём остроумном «Диалоге о правильном произношении латин­ского и греческого языков» (De recta Latini Graecique sermonis pronuntiatione Des. Erasmi Roterodami Dialogus, ab auctore recognitus, ac locupletior factus... Basileae: Officina Frobeniana, 1528), представляющем разговор между львом и медведем, он, опираясь на свидетельства античных грамматиков и греческие заимствования в латинском языке, предлагает собствен­ную реконструкцию древнегреческого произношения.

Различие между двумя традициями можно наглядно продемонстрировать на примере слов греческого происхождения, которые пришли в русский язык в разные эпохи его существования: Όμηρος - Омир и Гомер, Θεόδωρος - Фёдор и Теодор, ποιητής - пиит и поэт, πάθος - пафос и патетика и т. д.

Гласные
(φωνήεντα, vocales)


Классификация гласных по способу образования:


Долгота гласных

В древнегреческом языке гласные различались по долготе; краткий гласный был в два раза короче долгого.  Для обозначения долготы звука в учебных и научных текстах над гласным ставится черточка, а для обозначения его краткости — дужка.

ε, о — всегда краткие
η, ω — всегда долгие
α, ι, υ — могут быть как долгими, так и краткими


В современном произношении долгие и краткие гласные практически не различаются; йота и юпсилон в дифтонгах приобретают специфическое звучание.


Дифтонги
(δίφθογγοι, diphthongi)

Дифтонги (δίφθογγος - букв, 'двоезвучие') - это сочетание в одном слоге двух глас­ных звуков, один из которых - слогообразующий, а второй - неслоговой. У древне­греческих дифтонгов слогообразующим был первый элемент (долгий или краткий гласный), а неслоговым - второй (полугласные ι и υ). Поэтому первый элемент всегда произносился отчётливее, чем второй. Долгота дифтонгов, как и долгих гласных, при­равнивалась к двум морам.


Греческие дифтонги делились на две большие группы: явные (κύριοι - букв, 'имеющие власть, основные, собственные') и неявные (νόθοι - букв, 'незаконнорож­дённые, внебрачные, подложные').

Явными считались дифтонги, представлявшие собой сочетания кратких гласных с полугласными ι и υ.

В аттическом диалекте Ѵ-ІѴ вв. до н. э. были дифтонги ai [ăi], οι [оі], αυ [ău], ευ [ĕu]. Гораздо реже (и только в положении перед гласным) встречался дифтонг υι [Üi].

Ранее существовало ещё два дифтонга, которые к V в. до н. э. монофтонгизирова­лись, то есть слились в один гласный звук.

Дифтонг ει, первоначально произносившийся как [eі], в указанное время перестал отличаться по звучанию от долгого закрытого [e] (см. выше). Следствием этого стало использование буквосочетания ει, которым прежде обозначали только дифтонг, для письменного отображения [e] (ср., например, формы ειμι - '(я) иду' и είμί - '(я) есть' (из *έσμί); первая из них содержит дифтонг [eі], а вторая - [e], возникший в результате заместительного удлинения [e] при упрощении группы согласных).

Аналогичные явления наблюдаются и для дифтонга ου [ou]. К V в. до н. э. он упо­добляется по произношению долгому закрытому [о] (см. выше), который в итоге также начинает отображаться на письме сочетанием ου. Следует иметь в виду, что иногда рассмотренные выше гласные и полугласные могут относиться к разным слогам и не образовывать дифтонг. В таком случае над второй буквой ставятся две точки - трема (от τρήμα - 'дыра, отверстие'), которые ука­зывают на необходимость раздельного произнесения каждого входящего в буквосоче­тание гласного (например, πραΰνω [prä-ü-nö] - 'успокаивать, смягчать').

К числу неявных относились дифтонги, обозначавшиеся на письме буквосочета­ниями ai [āi], ηι [eі], оi [ōi] и состоявшие из долгих гласных и полугласного ι (дифтонги со вторым элементом υ - αυ [āu], ηυ [eu], ωυ [ōu] были в аттическом диа­лекте редким явлением). Неявными они названы потому, что довольно рано (во II—I вв. о н. э.) утратили конечную йоту и уподобились в своём звучании соот­ветствующим долгим гласным [ā], [e].

Так неявные дифтонги при чтении древне­греческих текстов произносят и в наши дни.

Последовательное написание йоты было восстановлено в византийский период (XII в.) в связи с тем, что она, хотя и не произносилась, но служила важным показате­лем многих морфологических форм. При строчных буквах такая йота помещалась под первым элементом неявного дифтонга (α, η, ср) и называлась «подписной» (лат. iota subscriptum), а при заглавных - писалась рядом (Al, H l, Q l) и именовалась «приписной» (лат. iota adscriptuirO (ср. φδή и Ώίδή - 'песня'). Эта традиция в основном сохранена и в новоевропейских изданиях древнегреческих текстов.

Согласные
(σύμφωνα, consonantes)
Классификация согласных по способу образования:




4. Согласный [с] в начале и в середине слова обозначается буквой σ (сигма), а в конце слова — буквой ς (стигма). Например: σεισμός [сейсмос] землетрясение. 


Правило конца греческого слова

Греческие слова оканчиваются только на гласные, дифтонги и согласные -ν, -ρ, -ς (-ξ, -ψ). Прочие согласные, оказавшись в результате формообразования на конце слова, отпадают: например, μέλι ('мёд'), γάλα ('молоко'), χαρίεν ('приятное') - им. и вин. пад. ед. ч. из *μελιτ, *γαλακτ, *χαριεντ; γύναι ('о женщина!') - зват. пад. ед. ч. из *γυναικ и т. д.  

Исключение составляют иноязычные имена собственные (таковы имена и географические названия семитского происхождения в греческой Библии); они остаются несклоняемыми.

Слоги
(συλλαβαί, syllabae)

Слоги в греческом языке могут быть открытыми и закрытыми. Открытым на­зывается слог, оканчивающийся на гласный, а закрытым - слог, оканчивающийся на согласный.

Слогораздел в греческих словах обычно проходит:
  1. Между двумя гласными (α-ήρ 'воздух').
  2. Перед одиночным согласным (Λέ-γω 'говорить').
  3. Внутри группы согласных: при наличии двух согласных - между ними (Λέσ-βος 'Лесбос', αΛ-Λος 'другой'), при наличии трёх и более - перед последним согласным (άρκ-τος 'медведь').
По произносительному усилию (или весу) слоги делятся на две группы, которые тради­ционная грамматика по аналогии с краткими и долгими гласными называет краткими и дол­гими слогами. Кратким при этом считается открытый слог с кратким гласным, долгим - слог, содержащий долгий гласный или дифтонг (так называемый долгий «по природе» - φύσει, naturā), а также любой закрытый слог вне зависимости от количества находящегося в нём гласного (так называемый долгий «по установлению» - θέσει или «по положению» - positione): например, в слове Δη-μοσ-θέ-νης ('Демосфен') первый, второй и четвёртый слоги - долгие, а третий - краткий.

Надстрочные диакритические
(разделительные) знаки

Основными надстрочными диакритическими знаками, использовавшимися в древнегреческом письме, были знаки придыхания («’» - тонкое; «г» - густое) и уда­рения (« » - острое; «'» - тупое; «'» - облечённое ).

Придыхание
(πνεύμα, spiritus)

Над начальным гласным или дифтонгом ставился знак либо густого (πνεύμα δασύ, spiritus asper) «r», либо тонкого (πνεύμα ψιΛόν, spiritus lenis) «’» придыхания. Первый звучал как [h] и напоминал английский звук в слове horse, а второй, по всей видимости, никак не произносился и обозначал отсутствие придыхания: ср., напри­мер, ορος [hŏrŏs] - 'граница' и ορος [ŏrŏs] - 'гора'.

Типы ударения

  • острое ударение (акут) - изначально это был ровный восходящий тон: ό έ ή ί ύ ώ ά
  • облеченное ударение (циркумфлекс) - восходяще-нисходящий тон: ῶ ᾶ ῆ ῖ ῦ
  • восходящее ударение на последнем слоге слова, за которым следует другое слово. претерпевало определенные изменения, что отражается на письме особым знаком тупого ударения (иначе: тяжелое ударение, гравис): ὰ ὲ ὴ ὶ ὸ ὺ ὼ

Правила постановки ударения

В греческом языке большинство слов имеет ударение, которое всегда обозначается графически. Кроме того, постановка ударения жестко упорядочена. Знание правил постановки ударения необходимо для правильного распознавания грамматических форм того или иного слова, а также для правильного склонения и спряжения. Эти правила делятся на общие и специальные. 

I
Общие правила

1. Ударение может стоять только на одном из трех последних слогов. Порядок слогов в этом случае считается от конца. 

 2а. Острое ударение может стоять на первом, втором или третьем слоге (от конца), облеченное — на первом или втором слоге (от конца), тупое — только на первом от конца слоге. 

2б. Острое ударение может стоять как на долгом, так и на кратком гласном, облеченное — только на долгом. 

За. На третьем слоге может стоять только острое ударение, и только в том случае, если гласный первого слога краткий. Когда слово оканчивается на οι или αι, то эти дифтонги, как правило, считаются краткими. 

3б. Если гласный первого слога долгий, а ударение стоит на втором слоге, то оно может быть только острым. 

4а. Облеченное ударение может стоять на втором слоге только в том случае, если гласный первого слога краткий. 

4б. Если первый гласный краткий, а второй — долгий и ударный, ударение может быть только облеченным. 

5. Острое ударение, стоящее на первом слоге, обязательно превращается в тупое, если за словом без знака препинания следует другое слово. 


Исключение составляют вопросительные местоимения, где острое ударение не меняется на тупое. Ниже приводится таблица общих правил постановки ударения. Общими они называются потому, что говорят, где можно и где нельзя ставить ударение, но не указывают, где именно оно стоит. 


При применении одних только общих правил может получиться несколько допустимых вариантов постановки ударения. Например, в слове λυομένου возможно поставить ударения следующим образом: λυομένου, λυομένου, λυομένου. Какой же вариант верен? Для этого необходимо знать специальные правила. 

II
Специальные правила

Специальных правил всего два: для глаголов и для имен существительных и прилагательных. 

1. Специальное правило для глаголов

«Ставьте ударение как можно дальше от конца слова, насколько позволяют общие правила». 

Например, рассмотрим словоформу έγινωσκου (известно, что это форма глагола). В первом (от конца) слоге гласный долгий. Следовательно, ударение может стоять либо на первом, либо на втором слоге, но так как это глагол, мы ставим ударение как можно дальше от конца, т.е. на второй слог, а согласно обшему правилу 3б оно может быть только острым: έγινωσκου. Теперь рассмотрим форму έγινωσκε (известно, что это глагол). Последний гласный краткий. Это сразу позволяет поставить, согласно правилу За, острое ударение на третий слог от конца: έγινωσκε. 

2. Специальное правило для имен существительных и прилагательных

За исходную берется форма именительного падежа единственного числа (для имени прилагательного — в каждом роде отдельно). Правило можно сформулировать так: 

«Формы слова сохраняют такое же ударение, какое стоит и в именительном падеже единственного числа, если общие правила не требуют переноса или изменения ударения». 

Изменяющиеся по родам, числам или падежам местоимения и числительные подчиняются тем же правилам, что и имена. 

Проклитики
(слова, не имеющие ударения)

 Прокли́тики – это слова, которые тесно примыкают к следующему слову и не имеют собственного ударения (ср. в русском языке: на столе́, подо мно́й, но о́н). 

К проклитикам относятся: 

  • четыре формы артикля: ὁ [о], ἡ [и], οἱ [и], αἱ [э]
  • три предлога: ἐν [эн] – в (где?), εἰς [ис] – в (куда?), ἐκ (ἐξ) [эк, экс] – из
  • некоторые союзы и частицы: εἰ [и] – ли, если, ὡς [ос] – как, как будто
  • отрицание οὐ (οὐκ, οὐχ) [у, ук, ух] – не

Энклитики
(слова с непостоянным ударением)

Энкли́тики – это слова, которые тесно примыкают к предшествующему слову и в большинстве случаев теряют свое ударение, перенося его на последний слог предшествующего слова (ср. в русском языке: бéз вести, зá ночь, пóд руки). 

К энклитикам относятся:

  • местоимения τὶς, τὶ [тис, ти] – кто-нибудь, что-нибудь во всех формах
  • односложные формы личных местоимений в форме косвенных падежей: μοῦ, μοί, μέ [му, ми, мэ] – меня, мне, меня; σοῦ, σοί, σέ [су, си, сэ] – тебя, тебе, тебя
  • настоящее время изъявительного наклонения глаголов εἰμί [ими́ ] – быть, φημί [фими́ ] – говорить в двусложных формах
  • наречия πού [пу] – где-нибудь, ποτέ [потэ́ ] – когда-нибудь и т. д. 

Правила ударения в словосочетаниях с энклитиками

Составляя с энклитикой единое целое, предшествующее слово меняет ударение следующим образом: 

1) слова с острым или облеченным ударением на последнем слоге сохраняют свое ударение неизменным, причем острое ударение не переходит в тупое; энклитика теряет ударение: πατήρ μου [пати́ р му] – мой отец; νικῶ σε [нико́ сэ] – я побеждаю тебя; 

2) слова с острым ударением на третьем слоге от конца или облеченным на предпоследнем слоге получают острое ударение на последнем слоге; энклитика теряет ударение: ἄνθρωπός τις [а́нфропо́стис] – какой то человек; δῶρόν τι [до́ро́нти] – какой-то подарок; 

3) слова с острым ударением на предпоследнем слоге сохраняют ударение без изменений; односложная энклитика теряет ударение, двусложная сохраняет: νίκη τις [ни́ки тис] – какая-то победа; νίκης τινός [ни́кис тино́с] – какой-то победы.
Православный журнал «Благодатный Огонь»

Популярное на сайте:

Поиск по блогу