8 декабря / 25 ноября. Равноапостольный Климент Охридский - первый «епископ славянского языка»


Если о деяниях святых равноапостольных Кирилла и Мефодия знают все, то имя святителя Климента Охридского до сих пор незаслуженно остаётся в тени. А его вклад в славянскую словесность колоссален. В конце 9 века он основал при Охридском монастыре большую культурно-просветительскую школу, с которой и началась вся славянская грамота. 

Святой Климент, ученик и сподвижник равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, реформировал созданную ими глаголицу, максимально приблизив графику букв нового письма к графике греческой азбуки. Именно эта азбука получила название «кириллица», хотя, справедливости ради, ее следовало бы называть «климентица». 

В кратком житии, сохранившемся только на греческом языке, читаем: «Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрёл премудрый Кирилл». И этими буквами «записал он всё Священное Писание, и похвальные слова, и жития мучеников и святых, и к тому же ещё священные гимны».

Климент Охридский - это первый и, пожалуй, самым плодовитый славянский писатель раннего болгарского Средневековья: он не только продолжил переводческое дело, начатое святыми Кириллом, и Мефодием, но и оставил после себя несколько десятков похвальных слов и поучений - первые образцы славянской духовной литературы. Многие слова и поучения равноапостольного Климента перешли на Русь, где с любовью читались и переписывались русскими благочестивыми христианами.

Кроме того, он входил в круг книжников, составивших пространное житие славянского первоучителя Кирилла. Климент в значительной степени способствовал утверждению христианства среди славян на Балканах.

Икона "Святители и просветители славян
равноапостольные Климент Охридский, братья Кирилл и Мефодий Моравские"

Святитель Климент (греч. Κλήμης, род. п. греч. Κλήμεντος, болг. и макед. Климент Охридски; ок. 840 - 916), архиепископ Охридский, Болгарский Чудотворец, просветитель Славенский, участник Моравской миссии Кирилла и Мефодия. Жил в городе Охрид во времена Первого Болгарского царства (ныне на территории Македонии)*. В Болгарии и Македонии чтим в лике святых «седмочисленников», к которым относят святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников - Савву, Горазда, Ангелария, Климента и Наума. В честь седмочисленников в Болгарии и Македонии освящены многие храмы.

О детстве и юношеских годах Климента почти ничего не известно. Предполагается, что родился он примерно в 840 году. «Охридская легенда», составленная, по всей видимости, в начале 13 века епископом Охридским Димитрием Хоматианом, указывает, что родом Климент был «из европейских мизян, под которыми многие подразумевают болгар». Отсюда можно заключить, что Климент, скорее всего, был славянином из Болгарского царства. Точное происхождение его семьи установить не удалось, однако многие исследователи полагают, что семья Климента была родом из Македонии. Впоследствии именно туда болгарский царь направил Климента для создания там славянской Церкви. Македонское происхождение Климента подтверждает и тот факт, что он прекрасно владел и греческим языком (о чём свидетельствуют его переводы): в то время входившая в состав Болгарского царства Македония была двуязычной провинцией.

Согласно «Охридской легенде», Климент «с младенчества проникся Божественным законом, вёл жизнь строго, как велит Евангелие». Там же говорится о том, что он возлюбил «иноческое и девственное житие». В другом источнике, «Пространном житии», составленном в начале 12 века архиепископом Охридским Феофилактом, сообщается, что Климент «взял себе за образец для подражания великого Мефодия, поскольку знал его жизнь, как никто другой, и следовал за ним с ранней своей юности, и собственными глазами видел всё, что делал его учитель». Отсюда можно заключить, что сотрудничество Климента с Мефодием началось уже в конце 60-х годов 9 века. В это время Мефодий, как предполагается, находился в северо-западной части Малой Азии в монастыре Полихрон. Там же, видимо, находился и Климент. Вскоре в монастырь прибыл и брат Мефодия Кирилл (в то время он ещё носил имя Константин). Встреча с Кириллом, уже пользовавшимся славой выдающегося учёного и дипломата, произвела на Климента огромное впечатление. Позже в похвальном слове Кириллу Климент обращался к нему как к своему наставнику.

Кирилл и Мефодий провели в монастыре несколько лет, не считая некоторых перерывов для дипломатических поездок, например, в Хазарию. В это время они, по всей видимости, и работали над созданием славянской азбуки и над переводами греческих книг на славянский язык. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что в 863 году, если не раньше, славянский алфавит уже существовал. Известно также, что Кирилл и Мефодий работали в монастыре вместе с группой учёных и переводчиков.

В эту группу, очевидно, входил и Климент, знавший и славянский, и греческий языки. Высказываются предположения, что Климент сопровождал Кирилла и Мефодия в их посольской поездке в Хазарию, в ходе которой были обнаружены мощи сосланного в Тавриду Папы Римского Климента (правда, через несколько веков после перенесения мощей в Рим их подлинность не подтвердилась).

О периоде жизни Климента с 863 по 868 год источники ничего не говорят. Затем упоминается о том, что он сопровождал Кирилла и Мефодия в их поездке в Рим, куда они доставили обнаруженные в Крыму мощи Папы Римского Климента. В Риме посланникам был оказан радушный приём, и в марте 868 года Папа Римский Адриан Второй узаконил славянский язык в качестве богослужебного. Торжественно, в 3 этапа, прошли богослужения в римских церквях. Славянские богослужебные книги были внесены в церковь Санта-Мария Маджоре, где была отслужена обедня. 

Затем ученики Кирилла и Мефодия, среди которых упоминается и Климент, были рукоположены в священники двумя римскими епископами. Эти новые священники на следующий день отслужили на церковно-славянском языке литургию в соборе святого Петра, в церквях святой Петронилы и святого Андрея, а также в соборе святого Павла. Источники упоминают, что Мефодия в священники рукоположил сам Папа. А в следующем, 869 году Папа Римский рукоположил Мефодия в архиепископы Паннонии и направил его туда в качестве папского легата. За ним в Венгрию, входившую тогда в состав Великой Моравии, последовал и Климент.

Однако в Моравии давние недруги Мефодия, франкские священники, приняли нового папского посланника враждебно, опасаясь утратить своё исключительное положение. Кроме того, в отличие от Мефодия, они уже приняли добавление к Символу веры об исхождении Святого Духа «и от сына» (Рим утвердил этот догмат лишь в 11 веке). Вопрос об этом добавлении к Символу веры становился постепенно главным в догматических спорах между Греческой и Латинской Церквями.

Об одном из диспутов по этому вопросу, состоявшемся уже после смерти Мефодия в 885 году, сообщает «Пространное житие». Греческую церковь представляли преемник Мефодия Горазд и Климент. Они дважды изложили греческие воззрения на святую Троицу. Сначала - в обращении к франкскому духовенству, а затем – в обращении к князю Святополку. Святая Троица, по мнению Климента, это три ипостаси единой субстанции, «Бог един в трёх ипостасях». Бог не имеет ни начала, ни конца. Он непреходящ, не зависим от времени, неизменен в бытии; Он существует вечно. Учение западных богословов о том, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, Климент считает попыткой разложить единую субстанцию на два первоначала. «Святой Дух, – утверждает Климент, – не происходит от двух начал: Он – един и из одного Начала. Отец есть Начало, и Он стоит над всяким предвечным Началом». Диспут, однако, уже вскоре вылился в потасовку и завершился победой франкской партии.

Просветителям-славянам противостояла также сильная латино-немецкая группа миссионеров, опиравшихся на поддержку папы и покровительство моравского князя Святополка. Борьба развернулась вокруг вопросов о необходимости Богослужения на славянском языке, Filioque и субботнем посте. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его.

Сторонники трехъязычной ереси, обрекавшей славянский народ на забвение языка предков, с помощью княжеской власти предали суду учеников святого Мефодия, в том числе и святого Климента. Ученики Мефодия (примерно 200 священников и диаконов) теперь подверглись государственным преследованиям. Их подвергали жестоким истязаниям: нагими влачили по терновнику, долго держали в тюрьме, как и ранее их духовного отца святого Мефодия.

Те, что были помоложе, были проданы в рабство и отправлены в Венецию, прочие были зверски избиты и изгнаны. Пятеро же руководителей, среди них и Климент, были брошены в заточение. Впрочем, вскоре и им было велено покинуть пределы Моравии. Зимой 886 года Климент прибыл в Белград, входивший тогда в состав Болгарского царства.

Изгнание Климента и его сподвижников из Моравии означало конец кирилло-мефодиевской традиции в этом княжестве. Однако будущее славянскому богослужению было обеспечено в других краях. Кирилло-мефодиевскую культурную традицию спасли для Европы и славянства болгары. Их заслугой стало то, что они обогатили эту традицию на собственной почве и в нужный час передали её другим народам (русскому, сербскому, румынскому), принадлежавшим к единой культуре Византийского Содружества.

Климента и его спутников с почетом принял болгарский князь Борис I, прилагавший большое усердие к просвещению своего народа. Славянских исповедников попросили ввести Богослужение на славянском языке. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.

Все церковные и богослужебные книги были переведены в Охриде на старославянский (староболгарский) язык и разосланы во все концы Болгарии. Благодаря обретению новой письменности первое славянское государство в Европе вступило в свой Золотой век, а кириллица начала распространяться по свету. Сначала попала в Сербию, а позже, в X веке, пришла к нашим предкам на Древнюю Русь. Так, благодаря святителю Клименту, славяне «вошли в число великих народов, возносящих хвалу Господу на своём родном языке».

Вскоре святой Ангеляр скончался, а святой Климент получил назначение в качестве дидаскала (учителя в священном сане) для обучения болгар славянской письменности (глаголице) в область Кутмичевица**. Князь подарил учителю три дворца в Деволе и «места для отдохновения» около Охрида и Главиницы.

В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Святой Климент еще в Моравии был в чине "стоявших на степени учителей". В Болгарии святой Климент исполнял должность учителя до 893 года. Он организовал в первую очередь "книжевну школу" при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Он учил болгар не только славянской грамоте, но также астрономии, математике и овощеводству.

В повести о Клименте («Охридская легенда») охридского архиепископа Димитрия Хоматиана упоминается, что во время своей просветительской деятельности Климент обучил на «четмо и писмо» в общей сложности 3500 учеников - народных учителей, церковных лиц и проповедников.

Многие учёные придерживаются мнения, что основанная Климентом Охридская школа сравнима по своему значению с Магнаурской школой в Константинополе. На всенародном соборе в 893 году в Великом Преславе он был избран единодушно первым «епископом славянского языка».

Центром просветительской деятельности Климента стал основанный им Пантелеимонов монастырь в Охриде. Он окормлял христиан, но немалую часть своего времени уделял также проповеди Евангелия язычникам. 

Пантелеимонов монастырь в Охриде, основанный св. Климентом
Пантелеимонов монастырь в Охриде, основанный св. Климентом

В 893 году святой Климент был возведен в сан епископа Дремвицы или Велицы, а его место занял святой Наум.

Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. К тому же он систематически готовил клириков из славян. Трудился Святитель во славу Божию до глубокой старости. Обессилев настолько, что уже не мог заниматься делами кафедры, Святитель обратился к царю Симеону с просьбой об увольнении.

Царь убедил Святителя не оставлять кафедры, и святой Климент решил продолжить епископское служение. После этой беседы он отправился на отдых в Охриду, в созданный им монастырь. Там Святитель продолжил переводческую деятельность и перевел значительную часть Цветной Триоди. Вскоре святой епископ тяжело заболел и мирно отошел ко Господу в 916 году, дожив почти до 80-летнего возраста.

По сведениям средневековых летописей, тело святого было положено в гроб, сделанный им самим еще при жизни, и похоронено в основанном им Охридском Пантелеимоновом монастыре. Церковь во время турецкого рабства была разрушена и гроб был перемещён в кафедральный собор «Святая Богородица Перивлептос», где до XVII в. находилась кафедра Охридской болгарской архиепископии. Потом она была упразднена и присоединена к Ипекской сербской архиепископии. Его мощи долгое время сохраняли там, а теперь они находятся в восстановленной церкви «Святой Климент», на горе Плаошник в Охриде, где он был изначально похоронен. Голова святого сохраняется в ските Иоанна Предтечи близ греческого города Верия, а частица мощей была передана в Храм святых седмочисленников в Софии.

Мощи святых Горазда и Ангеляра почивают близ Берата в Албании, останки святого Наума - в монастыре его имени, около Охридского озера.

Равноапостольные учители славян (слева направо:
Наум, Климент, Савва, Мефодий, Ангеляр, Кирилл, Горазд).
Роспись монастыря св. Наума в Охриде. 1806 г.

Святая Православная Церковь совершает память святителя Климента Охридского также 9 августа / 27 июля ст.ст. (в числе Седмочисленников) и во 2-ю неделю по Пятидесятнице (в Соборе Болгарских святых). 

Святой Климент почитается как покровитель интеллигенции, школьников, студентов и всех, кто пишет и читает нa кириллице. В день его памяти - 8 декабря - в Болгарии отмечается День студента. Установление этого праздника связано с историей Софийского государственного университета имени Климента Охридского. Именно академический совет Софийского университета в 1903 году, когда это было еще единственное в Болгарии высшее учебное заведение, объявить 8 декабря, день памяти святого Климента, патронным праздником университета.

После 1944 года празднование студенческого праздника в Болгарии было перенесено на 17 ноября (Международный день студентов). Но в 1962 году по случаю 80-летия Софийского университета празднику вернули старую дату, а с 1994 года 8 декабря объявлен неучебным днем и Днем болгарских студентов.

В Болгарии и в Македонии в честь святого Климента названы также многие школы, улицы и государственные учреждения. Самая большая церковь в Скопье носит имя святого Климента. В честь святителя названа и станция метро, прилегающая к Софийскому университету. Также именем святого названа болгарская антарктическая станция «Святой Климент Охридский».



Тропарь, глас 4:

Словесы́ наста́вил еси́ язы́ки в ве́ру Христо́ву,/ де́лы же возвы́сил еси́ себе́ к Боже́ственней жи́зни,/ святи́телю Кли́менте равноапо́стольне,/ чудесы́ сия́я приступа́ющим к тебе́ ве́рно/ и зна́меньми озаря́я Це́рковь пресла́вно,// сего́ ра́ди честну́ю твою́ па́мять сла́вим.

Ин тропарь, глас тот же:

Я́ко труба́ Арха́нгела Бо́жия/ оглаша́еши ро́ди слове́нстии на вся́ ве́ки / и к чудеси́ пресла́вному утвержде́ния люде́й твои́х в Правосла́вии/ прилага́еши неиждива́емо чудеса́ ве́лия да́же доны́не./ Те́мже с любо́вию почита́ем присночестну́ю па́мять твою́,/ святи́телю Кли́менте равноапо́стольне, и мо́лим:// мол'ися о душа́х на́ших.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь):

Хра́м тво́й, свя́те, врачевство́ духо́вное/ пресла́вно показу́ется ве́рно приступа́ющим,/ все́х бо разли́чных боле́зней избавля́ет,/ стра́сти же ду́ш вся́ческия усыпа́ет./ Сего́ ра́ди тя́, всеблаже́нне,// те́пла предста́теля имену́ем.

Величание:

Велича́ем тя́,/ святи́телю о́тче Кли́менте,/ и́же уче́ньми твои́ми ро́ды слове́нския просвети́л еси́// и ко Христу́ приве́л еси́.


Памятник св. равноап. Клименту в Охриде

Акафист Святителю Клименту на болгарском языке: http://www.makedonskatribuna.com/StCliment.htm

Молитва към свети Климент, архиепископ Охридски, Чудотворец:

О, великий Божий угодниче и всеблагий наш отче Клименте, Охридский чудотворче! Ти, Който озари на длъж и нашир българската земя със светлината на евангелската истина, послушай нас, които с вяра прибягваме до твоето застъпничество и с гореща молитва те призоваваме на помощ! 

Паки, паки ко святому Клименту Равноапостолному преклонше глави и колена помолимся!

Дарувай ни добро здраве и всяко земно благополучие, избавяй ни от стрелите на лукавия, утвърди ни в евангелската правда, укрепи ни в любовта към Бога и към ближния и ни подкрепи в подвига на благодатното възхождане по небесната стълба на вечното спасение.

Огради и занапред с душеспасителни грижи твоето правоверно българско паство и го запази от военно нашествие, вътрешни метежи, от земетръс, от глад и от всяко зло и беда. Бъди му вечен небесен покровител, за да пребъдва в свобода и благоденствие, в любов и благочестие, в мир и благоплоден възход.

Както някога си удостоил с милостта си всички, които с вяра и упование прибягвали до светителския ти престол, така и сега помилвай нас, които с жива вяра се покланяме пред светите ти мощи и усърдно те молим: облечи ни в духовна сила, за да изпълняваме заветите на Христовото евангелие и ни утвърди в пътя на евангелските добродетели, та чрез подвига на благочестието и чрез твоето невидимо застъпничество да преминем мирно и безбедно житейското си поприще, да прекараме тих и безгрешен живот в този век, а в бъдещия да се удостоим да чуем Христовия блажен и спасителен зов: ”Дойдете вие, благословени от Отца Ми, и наследете царството, приготвено вам от създание мира! “ Амин!


* Северная Македония - небольшая страна в живописном уголке Балканского полуострова, где между горными хребтами протекают реки Вардар и Струмица. Охрид - один из древнейших городов Северной Македонии. Расположен на берегах Охридского озера, включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. С 981 года Охрид вошел в состав Болгарии и был ее столицей 25 лет. Наибольшего расцвета Охрид достиг, когда находился под властью Византии, а при османах постепенно начал приходить в упадок. Сейчас город снова входит в пределы Республики Македонии.

**Кутмичевица - одну из десяти болгарских военно-административных единиц с центром в Деволе (ныне на территории Албании), в западную часть Первого Болгарского царства.


См. также: 
Православный журнал «Благодатный Огонь»

Популярное на сайте:

Поиск по блогу