Секреты полиглотов: Дмитрий Петров

Дмитрий Юрьевич Петров - психолингвист, полиглот, синхронный переводчик
Дмитрий Юрьевич Петров - психолингвист, полиглот, синхронный переводчик

Как сделать изучение языка комфортным и эффективным? Где найти мотивацию для регулярных занятий? На эти вопросы в каждом своем выступлении на радио и телевидении отвечает полиглот Дмитрий Петров. И утверждает, что «полиглотом может стать каждый»!

1. Мотивация

Прежде чем приступить к изучению любого языка, ответьте сами себе на следующие вопросы. Для чего мне это необходимо? Готов(а) ли я ради этого пойти на некоторые, хотя бы минимальные жертвы (время, энергия)?

2. «Несгораемый запас»

Взрослый человек способен удерживать свою память и внимание в состоянии мобилизации очень ограниченное время. Растягивать изучение языка на длительный срок, с большими перерывами между занятиями – бессмысленно! Лучше сконцентрироваться на меньший период, но всецело, чтобы создать «несгораемый запас» – необходимый базовый, элементарный уровень знания языка. Тогда в следующий раз не придется начинать с нуля, а достаточно будет на уже установленный фундамент «надстраивать верхние этажи».

3. Система алгоритмов

Недостаточно просто выучить определенное количество слов. Важно языковую информацию запускать в себя как определенную систему комбинаций (алгоритмов):

  • Среди всего многообразия грамматических правил выбрать и довести до автоматизма самые существенные, в частности, систему местоимений, глагольную систему (времена, спряжения и т. д.).
  • Минимальный словарный запас! По статистике, 90% слов, которые мы используем в речи, – это всего лишь 300-400 слов, но, если мы владеем этим запасом на автоматическом уровне, то этого достаточно, чтобы служить довольно хорошей базой.
4. Долговременная память

Нет лучшего инструмента для улучшения памяти, чем изучение языка! Необходимо использовать прежде всего долговременную память, в противовес «синдрому студента» (выучил – сдал – забыл).

5. Фактор физиологии

В изучении чего бы то ни было, в том числе и языков, присутствует физиологический фактор. Ближайший аналог изучению языка… спорт. Их общие принципы:

  • Снимите напряжение! Расслабьтесь! Избавьтесь от блоков и комплексов! Войдите в состояние комфорта!
  • Доведите до автоматизма базовый набор алгоритмов, чтобы выполнять их легко и быстро, без команды из головы.
  • Важно, чтобы то, что мы должны довести до автоматизма, не превышало объема таблицы умножения!
Дмитрий Юрьевич Петров - психолингвист, полиглот, синхронный переводчик

6. Говорить о себе

Дмитрий Петров рекомендует учиться на кратких рассказах о себе, о своих конкретных действиях в данный момент, об окружающих предметах и т. д. Заучивать какие-то абстрактные тексты, не вызывающие отклика, – пустая трата времени.

7. Эмоциональный ключ

Нужно найти «эмоционально-психологический ключ» к изучаемому языку, создать комфортный образ, вызывающий приятные асооциации. Нельзя воспринимать язык как огромный страшный учебник, или как сборник грамматических правил, или как слова, написанные в доске или в тетради. Это не даст желаемого результата. Как конкретно я воспринимаю данный язык?

Язык – это состояние, это индивидуальная категория, даже интимная. У каждого языка свой цвет, вкус и запах, и они могут не совпадать с цветом, вкусом и запахом этого же языка в восприятии другого человека. Язык – это многомерное пространство, в котором каждый человек должен чувствовать себя комфортно.

8. Не бояться ошибок

Правильное отношение к ошибкам – не бояться их! Без ошибок не обходится никто, они – наши помощники и учителя. Мы должны научиться говорить свободно и с удовольствием, а только после этого – говорить правильно! Самую лучшую методику изучения языка придумала сама природа: сначала ребенок говорит неправильно, затем все более правильно, затем учимся читать и писать. Никто не ругает ребенка за неправильно произнесенные слова или выстроенные предложения!

9. Регулярность

В изучении языка важен не объем времени, а регулярность. Занимайтесь хотя бы по 5 минут, но каждый день!

10. Индивидуальный подход

При выборе методик и приемов изучения языка нужно помнить: все методы хороши, но нужно найти правильный инструмент лично для себя! Учитывайте свои особенности восприятия: кто-то лучше воспринимает зрительно, а кто-то на слух; кому-то удобнее учиться в группе, кому то индивидуально с преподавателем, а кому-то – самостоятельно и т. д.

11. Смотрите ток-шоу

Не смотрите новости, не смотрите фильмы, а смотрите ток-шоу на изучаемом языке! Это единственная часть теле- или радиоэфира, где люди говорят живым языком.

12. О фильмах

Чтобы довести свой язык до уровня комфорта и свободы (но не выучить!), Дмитрий Петров советует сначала пересмотреть русский фильм на русском языке, а после этого посмотреть его на изучаемом языке, воспринимая язык в чистом виде. Иначе вы будете отвлекаться и просто читать титры.

13. Полезно писать что-то рукой

Психомоторная память фиксирует информацию в 16 раз лучше!

14. О «погружении»

Можно выучить язык и не погружаясь в языковую среду. Более того – первые шаги в изучении языка даже желательно делать «на этом берегу». Однако хорошо окружить себя элементами культуры народа, который этот язык создал и говорит на нем. Музыка, визуальное искусство и т. д. – все это поможет представить язык как живую систему.

15. Сны

Если человек первый раз увидел сон на языке, который изучает, – это один из факторов того, что язык начинает «приживаться»!

16. О параллельном изучении нескольких языков

Мы должны рассматривать языки как представителей языковых семей и групп (романские, германские, славянские). Знание одного языка из группы уже наполовину решает для нас задачу освоения любого другого: на 80% мы уже владеем лексикой, на 80% – уже владеем грамматикой, наша основная задача – освоить фонетику и грамматику.

17. Каждый последующий язык изучается быстрее и легче!

Дмитрий Юрьевич Петров - психолингвист, полиглот, синхронный переводчик

Дмитрий Юрьевич Петров родился 16 июля 1958 года в г. Новомосковск Тульской обл. Окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Психолингвист, синхронный переводчик, преподаватель Московского государственного лингвистического университета. В соавторстве с Вадимом Борейко издал книгу «Магия слова. Диалог о языке и языках» (2010 г.) Сегодня Дмитрий является создателем и руководителем Центра инновационно-коммуникативной лингвистики и постоянным ведущим реалити-шоу «Полиглот» на канале «Культура».
Православный журнал «Благодатный Огонь»

Популярное на сайте:

Поиск по блогу