Христос послал своих учеников для проповеди Евангелия, не назначив никого из них главным или начальствующим над остальными, хотя у Него был и брат по плоти (апостол Иаков, первый епископ Иерусалимский), и любимый ученик (апостол Иоанн Богослов). Каждый из апостолов получил себе в жребий особую область для проповеди и свидетельства об Истине даже до смерти.
Система Поместных Православных Церквей, как она сложилась к началу XXI века, представляет собой уникальное явление. Его можно выразить краткой формулой: единство в многообразии. К православной традиции относятся Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Македония, Грузия, Греция, Кипр. Православные являются влиятельным меньшинством в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Албании, Палестине, Израиле, Ливане, Сирии, Египте, Канаде, Соединенных Штатах Америки. Всего в мире насчитывается 227 миллионов православных.
Помимо Русской Православной Церкви Московского Патриархата в мире существует 14 канонических поместных православных Церквей: 4 патриархата (самые древние и влиятельные Церкви) и 10 автокефальных Церквей. Каждая из этих Церквей имеет административную независимость (автокефалию) от других и возглавляется собственным Предстоятелем – патриархом, архиепископом или митрополитом.
Главой же всей Вселенской Церкви является Господь Иисус Христос.
Архиепископ Василий (Кривошеин):
"Поместная Церковь не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но её полным выявлением. Всецелым неуменьшенным выявлением в определенном месте. Она является Кафолической Церковью в известном месте, тождественною с Вселенскою Кафолическою Церковью, которая существует только в её поместных выявлениях, но в то же время (и здесь мы встречаемся с богословской антиномией) она не тождественна с Вселенской Церковью, отлична от неё. Троическая аналогия может помочь нам несколько проникнуть в этот экклезиологический парадокс. И мы можем пользоваться такими аналогиями, поскольку жизнь Церкви является отражением Троической Божественной Жизни, но мы должны это делать с осторожностью, помня то важное различие, что Божественная Жизнь троична, в то время как поместных Церквей не три, но много. Мы можем сказать таким образом, что как Божественные Лица — Отец, Сын и Дух Святой — не являются частями Пресвятой Троицы, но в каждом из Них все Божество полностью выявлено, так что каждое Божественное Лицо является истинным Богом, мы не можем однако сказать, что каждое лицо есть Пресвятая Троица или тождественна Ей. Подобным образом полнота Кафолической Церкви выявлена в каждой поместной Церкви, которые не являются „частями“ Вселенской, но не могут однако, быть просто отождествлены с ней".
Канонические церкви подразделяются на два вида:
автокефальные и
автономные церкви. Такие церкви имеет собственное самоуправление, отличие же состоит в том, что предстоятели автономных церквей утверждаются управляющим органом матери-церкви.
Диптих Поместных Православных Церквей
Диптих (греч. δίπτυχος — сложенный вдвое, двустворчатый, состоящий из двух дощечек) — общепризнанный список Поместных Православных Церквей. В Древней Греции слово диптих обозначало книжечку из двух скрепленных дощечек из дерева или другого материала. На ее внутренней поверхности, покрытой воском, выцарапывались записи, а внешние стороны украшались рельефными изображениями. В раннехристианскую эпоху такие книжечки использовались для записи имен мучеников, основателей церквей, епископов, благотворителей. Постепенно диптихами стали называть не только книги для записи имен, но и сами помещенные в них списки. Просуществовавшие в такой форме около тысячи лет диптихи стали прообразом для церковных календарей, мартирологов, епископских списков, синодиков и помянников. Место (порядковый номер) той или иной Церкви в современном диптихе (списке Поместных Церквей) принято именовать рангом чести. Это понятие лишено догматического значения, а обусловлено исторически. На формирование современного диптиха оказали влияние разные факторы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалий, политическое значение городов с кафедрами первых епископов. В соответствие с диптихом распределяются места при сослужении Предстоятелей Церквей, на Соборах и всеправославных форумах. Диптих также является основой межцерковного этикета. Поскольку в настоящее время среди Поместных Церквей нет единства в вопросе о порядке учреждения новых автокефальных и автономных Церквей, то диптихи, принятые в разных Церквах отличаются друг от друга.
А. Диптих, принятый в Русской Православной Церкви
I. Автокефальные Церкви
1. Константинопольская Православная Церковь
Основание: 381 год; патриархат с 451 года
Предстоятель: Вселенский Патриарх Варфоломей I, Архиепископ Константинополя
Подчиненные автономные церкви: Финляндская Православная Церковь, Эстонская Православная Церковь, Критская архиепископия
Каноническая территория: Турция, острова Южные Спорады, Крит, Патмос, полуостров Афон
Центр: Турция, г. Стамбул
Кафедральный собор: Турция, город Стамбул, собор Георгия Победоносца в Фанаре
Календарь: новоюлианский*
Языки богослужения: греческий, национальные языки
2. Александрийская Православная Церковь
Основание: I в. (ап. Марк); патриархат с 451 г.
Предстоятель: Феодор II, Блаженнейший Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки
Каноническая территория: Египет (за исключением Синайского полуострова) и вся Африка
Центр: Египет, Александрия
Кафедральный собор: Египет, Александрия, собор Благовещения
Календарь: новоюлианский*
Языки богослужения: греческий, арабский, национальные языки Африки, английский и африканские
3. Антиохийская Православная Церковь
Основание: I в. (апп. Петр и Павел); патриархат с 451 г.
Предстоятель: Иоанн Х, Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока
Подчиненные автономные церкви: Единая Антиохийская православная архиепископия Северной Америки (ливанская и сирийская диаспоры в Северной и Южной Америке)
Каноническая территория: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман и страны Аравийского полуострова (за исключением Иордании)
Центр: Сирия, Дамаск
Кафедральный собор: Сирия, Дамаск, Успенский кафедральный собор
Календарь: новоюлианский*
Языки богослужения: арабский
4. Иерусалимская Православная Церковь
Основание:I век; патриархат с 451 года
Предстоятель: Его Блаженство Феофил III, Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона
Подчиненные автономные церкви: Синайская православная церковь
Каноническая территория: Израиль, Иордания, Палестина, полуостров Синай
Центр: Израиль, Иерусалим
Кафедральный собор: Собор Воскресения Христова в Иерусалиме (Храм Гроба Господня)
Календарь: юлианский
Языки богослужения: греческий и арабский
5. Русская Православная Церковь
Основание: 988 г. – Киевская митрополия в составе Константинопольской Церкви; автокефалия с 1448 г.
Предстоятель: Кирилл, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси
Каноническая территория: территория бывшего Советского Союза, исключая Грузию (в границах Грузинской ССР) и Армению, признанные канонической территорией Грузинской Православной Церкви; а также Японии, Китая и с февраля 2016 года Монголии; кроме того, юрисдикция РПЦ, согласно её Уставу, «простирается на добровольно входящих в неё православных, проживающих в других странах»
Центр: Москва
Календарь: юлианский
Языки богослужения: церковнославянский, национальные языки
6. Грузинская Православная Церковь
Основание: I в. (апп. Андрей и Симон); 457 г. – автокефалия от Антиохийской Церкви
Предстоятель: Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицундский и Сухум-Абхазский
Каноническая территория: Грузия, частично Абхазия, Южная Осетия, север Турции
Центр: Тбилиси
Кафедральный собор: Грузия, Тбилиси, собор Святой Троицы (Цминда Самеба)
Календарь: юлианский
Языки богослужения: старогрузинский
7. Сербская Православная Церковь
Основание: IV в.; 1219г. – автокефалия от Константинопольской Церкви
Предстоятель: Ириней, Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий
Каноническая территория: Сербия, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Черногория, ряд епархий в США, Канаде, Германии, Франции, Венгрии, Румынии, Швеции, Австралии и Новой Зеландии
Центр: Белград
Кафедральный собор: Сербия, Белград, собор Святого Саввы
Календарь: юлианский
Языки ш: церковнославянский и сербский
8. Румынская Православная Церковь
Основание: IV в.; 1885г.— автокефалия от Константинопольской Церкви
Предстоятель: Даниил, Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынский
Каноническая территория: Румыния
Центр: Румыния, Бухарест
Кафедральный собор: Румыния, Бухарест, собор равноапостольных Константина и Елены
Календарь: новоюлианский*
Языки богослужения: румынский
9. Болгарская Православная Церковь
Основание: 865 г.; 919 г. – автокефалия от Константинопольской Церкви
Предстоятель: Неофит, Святейший Патриарх Болгарский и митрополит Софийский
Каноническая территория: Болгария
Центр: Болгария, София
Кафедральный собор: Болгария, София, собор святого Александра Невского
Календарь: новоюлианский*
Языки богослужения: церковнославянский и болгарский
10. Кипрская Православная Церковь
Основание: 47 г. (ап. Варнава)
Предстоятель: Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра
Каноническая территория: Республика Кипр
Центр: Республика Кипр, Никосия
Кафедральный собор: Республика Кипр, Никосия, Иоанно-Богословский собор
Календарь: новоюлианский*
Языки богослужения: греческий
11. Элладская (Греческая) Православная Церковь
Основание: I в. (ап. Павел); 1850 г. – автокефалия от Константинопольской Церкви
Предстоятель: Иероним II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады
Каноническая территория: Греция (кроме Афона, островов Патмос, Южные Спорады и Крит)
Центр: Греция, Афины
Кафедральный собор: Греция, Афины, собор Благовещения
Календарь: новоюлианский*
Языки богослужения: греческий
12. Албанская Православная Церковь
Основание: X в.; 1937 г. – автокефалия от Константинопольской Церкви
Предстоятель: Анастасий, Блаженнейший архиепископ Тиранский и всей Албании, митрополит Тирано-Дурресско-Эльбасанский
Каноническая территория: Албания
Центр: Албания, Тирана
Кафедральный собор: Албания, Тирана, Воскресенский собор
Календарь: новоюлианский*
Языки богослужения: албанский, греческий и арумынский (влахский)
13. Польская Православная Церковь
Основание: X в.; 1948 г. – автокефалия от Русской Церкви
Предстоятель: Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши
Каноническая территория: Польша, епархия Рио-де-Жанейро и Олинда в Бразилии
Центр: Польша, Варшава
Кафедральный собор: Польша, Варшава, собор Марии Магдалины
Календарь: юлианский
Языки богослужения: польский, церковнославянский, украинский, в Бразилии – португальский
14. Православная Церковь Чешских земель и Словакии
Основание: IX в. (свв. Кирилл и Мефодий); 1951 г. – автокефалия от Русской Церкви
Предстоятель: Ростислав, Блаженнейший архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии
Каноническая территория: Чехия, Словакия
Центр: Чехия, Прага
Кафедральный собор: Чехия, Прага, собор Кирилла и Мефодия
Календарь: юлианский, григорианский
Языки богослужения: церковнославянский, чешский, словацкий
15. Православная Церковь в Америке (Американская и Канадская)
Основание: 1970 г. – автокефалия от Русской Церкви
Предстоятель: Тихон, Блаженнейший архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады
Каноническая территория: Соединенные Штаты Америки, ряд приходов в Канаде, Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии.
Центр: Соединенные Штаты Америки, Вашингтон
Кафедральный собор: Вашингтон, собор Святого Николая
Календарь: новоюлианский*
Языки богослужения: английский
II. Автономные Церкви
1. Синайская
2. Финляндская
3. Японская
4. Китайская
Официальные сайты Автономных Православных Церквей:
Б. Диптих, принятый в Константинопольской Церкви:
I. Автокефальные Церкви:
1. Константинопольская 2. Александрийская 3. Антиохийская 4. Иерусалимская 5. Русская 6. Сербская 7. Румынская 8. Болгарская 9. Грузинская 10. Кипрская 11. Элладская 12. Польская 13. Албанская 14. Чешских земель и Словакии
II. Автономные Церкви:
1. Синайская 2. Финляндская 3. Эстонская
Константинопольский Патриархат не признает автокефальный статус Православной Церкви в Америке и поэтому не включает ее в свой диптих. Остальные отличия в приведенных списках, обусловлены различием мнений по поводу времени дарования автокефалии или автономии той или иной Церкви.
В. Ранее независимые церкви
Сии церкви ранее были либо автокефальными, либо автономными, но в настоящее время исчезли или стали неправославными:
1. Карфагенская церковь
2. Латвийская церковь
3. Литовская церковь
4. Римская церковь
Г. Непризнанные независимые церкви
Следующие церкви не признаны основными церквами в качестве независимых или канонических:
1. Украинская православная церковь Киевского патриархата
2. Белорусская православная автокефальная церковь
3. Македонская православная церковь
4. Черногорская православная церковь
5. Украинская автокефальная православная церковь
* * *
Следует иметь в виду, что сегодня
диптихами принято именовать не только списки Поместных Церквей, но и списки их епархий и епископов.
Диптихом также именуется ежегодное издание Элладской Православной Церкви, включающее в себя месяцеслов, богослужебные указания, полные списки епископата всех Поместных Церквей и подробный справочник по каноническому устройству Элладской Церкви и Вселенского Патриархата.
* * *
В полном соответствии с этим духом братской любви и соучастия в общем деле спасения, Православная Церковь на Вселенских Соборах установила четкие правила, которыми должны руководствоваться предстоятели Поместных Церквей. Так, второе правило II Вселенского Собора гласит:
"Областные епископы да не простирают своея власти на церкви за пределами своея области и да не смешивают церквей; но по правилам, александрийский епископ да управляет церквами только египетскими, епископы восточные да начальствуют только на востоке, с сохранением преимуществ антиохийской церкви, правилами никейскими признанных, также епископы области асийския да начальствуют только на Асии, епископы понтийские да имеют в своем ведении дела токмо понтийския области, фракийские – токмо Фракии…"
Третье правило этого же Собора говорит о "первенстве чести", которое имеет Константинопольский предстоятель в православном мире (после римского епископа, впоследствии отпадшего от Вселенского Православия), – первенстве чести, но не первенстве власти.
36-е правило V-VI-го Трулльского Собора устанавливает "порядок чести" первых четырех Патриархатов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, – на основании которого складывается и пополняется диптих Поместных Церквей. Святые каноны и правила церковные устанавливают совершенно особый характер отношений внутри православного мира, в духе, исполненном христианской любви и взаимоуважения.
Литература для изучения:
1. Скурат К. Е. История поместных Православных Церквей. В 2 т. М., 1994. 2. Поместные Православные Церкви. Сб. М., 2004.
3. Асмус В. Православие. Учебное пособие по истории религии. Волгоград, 1996.
4. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М., 2008.
5. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990.
6. Материалы о зарубежных Православных Церквах, опубликованные в изданных к настоящему времени двадцати девяти томах «Православной Энциклопедии». М., 2000.
7. Православный церковный календарь. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви (любое издание, начиная с 2000 года).
8. Христофор, митр. Православный мир. М., 2007.
9. Шайо К. Православная Церковь в Восточной Европе. ХХ век. К. : «Дух i лiтера», 2010.
10. Макгакин Дж. Э. Православная Церковь: введение в ее историю, учение и духовную культуру. Oxford, Blackwell Publishing, 2008 (на англ.).
11. История Православной Церкви в XIX в. Православный Восток. Репринт издания 1901 г. М., 1998 (первая часть сборника «История Православной Церкви в XIX в.», посвященная истории греческих церквей, целиком написана И. И. Соколовым).
12. Лебедев А. П. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. Сергиев Посад, 1896. Т. 1; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Т. 2.
13. Он же. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви в IX, X и XI веках. СПб., 1998.
14. Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский. СПб., 1892.
15. Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. Сергиев Посад, 1871.
16. Успенский Ф. И. История Византийской империи. В 3 т. М., 1997.
17. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2003.
Интернет – ресурсы по Поместным Церквам:
* НОВОЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Новоюлианский календарь был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879-1956 гг.)
Как известно, Григорианский календарь основан на 400 летнем цикле и имеет погрешность, равную одним суткам на 3280 лет. Новоюлианский календарь основан на более сложном, 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 вековых високосов. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке остается 2 или 6. Начиная с 2000 года таковыми будут: сам 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т.д. Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском - 303 простых и 97 високосных годов).
Точность новоюлианского календаря несколько выше, чем григорианского. Средняя продолжительность года в нем составляет 365,242222 суток. Это больше истинной продолжительности тропического года (365,2421988 суток) всего на 0,000023 суток или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43500 лет.
Григорианский и новоюлианский календари идут впереди старого юлианского на 13 дней и полностью будут совпадать до 2800 года.
Новоюлианский календарь используется:
- повсеместно в Александрийской, Антиохийской, Элладской, Кипрской, Румынской и Болгарской Поместных Православных Церквях;
- преобладающе в Константинопольской Церкви, при том что отдельные юрисдикции, монастыри и приходы, включая Святую гору Афон, используют Юлианский;
- в зависимости от приходского уклада в Польской, Чехословацкой и Американской Церквах, где также используется и Юлианский;
- в отдельных Западноевропейских приходах Русской Церкви.
При этом везде кроме Финляндской Церкви Пасхалия считается по Юлианскому календарю.